Выбор похоронного обряда нередко заводит в тупик людей, которые хотят погрести родного человека по канонам православной церкви. Есть вековая традиция — предавать земле тело после смерти. Как современный и экономически выгодный вариант, все чаще сегодня рассматривается практика кремации останков умершего. Как церковь разрешает дилемму, можно ли кремировать православного человека?

Со снисхождением

Точку зрения Русской православной религиозной организации выражает документ Священного синода, принятый на Архиерейском соборе в 2015 году. РПЦ не поощряет кремацию, но и не запрещает ее, не считая грехом, а также поводом для отлучения умершего или его родственников от Церкви. Согласно хартии синода, погребение в земле Церковь считает нормой, а к факту кремации тела умершего относится «со снисхождением».

Что происходит в крематории

Процедура сожжения останков умершего называется кремацией, слово возникло от латинского cremare, что означает «сжечь». Сегодня процесс проходит не на погребальных кострах, как в старину, а в профессиональных автоматизированных печах, куда подаются потоки раскаленного до 1000 градусов по Цельсию газа. За полтора-два часа пламя уничтожает тело усопшего до небольших фрагментов костей. Их ссыпают в кремулятор – приспособление, которое перемалывает костные остатки до состояния порошка. После этого прах упаковывают в капсулу и вручают родственникам покойного.

Почему люди выбирают кремацию

В современном мире этот способ распорядиться мертвым телом является практичным и гигиенически оправданным. В больших городах он экономит пространство и предупреждает возможное попадание бактерий разложения в систему подземных вод. Существует ряд объективных причин, по которым кремация остается единственно возможным способом похоронить человека:

  • законы государства, где умер человек, не разрешают погребение в землю;
  • транспортировка покойного к месту захоронения связана с большими трудностями или невозможна;
  • воля умирающего, завещание;
  • хоронить на кладбище с покупкой участка и копкой могилы – дороже, чем могут себе позволить близкие покойного;
  • намерение иметь единое семейное захоронение, куда после кончины будут помещены урны с прахом всех родственников.

Некоторым людям психологически тяжело смириться с тем, что тело будет долго тлеть и разлагаться в земле. Кремация представляется чище и эстетичней.

Культурная парадигма

Трупосожжение было распространено на территории языческой Руси, не знавшей еще Закона Божьего. Летописец Нестор рассказывает, как мертвецов сжигали на погребальных колодах. Душа вместе с дымом восходит к небесам – так объясняется древнерусский обычай. Не прогоревшие кости укладывали в сосуд и расставляли на столбах по дорогам.

В восточной традиции практикуют кремирование потому, что считают плоть тюрьмой для души, быстрей освободить ее – это благо, а позволить ей загнивать — грех.

Читайте также:  Молитвы об усопших

В православии утверждается, что человек сотворен из такой же материи, как и земля, поэтому и хоронить его нужно там.

Почему православных не кремируют

Документ Священного синода объясняет, по каким причинам церковь отвергает кремацию.

Полное уничтожение тела противоречит христианскому представлению о посмертном воскрешении покойников. О грядущем возрождении говорится в Библии. Духовидец возвещает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Исайя, глава 26, ст. 19). После распятия тело Христа было погребено в пещере, на третьи сутки после распятия Он снова был жив и ученики увидели его во плоти.

Почтение или насилие?

В христианским канонам тело человека воспринимается как божий сосуд, в котором в дни земной жизни покоится душа. Небесное откровение приходит к человеку через тело. Апостол Павел в Первом послании к коринфянам (глава 3, ст. 16) уподобляет телесную оболочку храму, в котором живет Бог. Отношение христианина к вместилищу души и Духа должно быть благоговейным. Предавая покойника земле, его близкие выражают подобающее почтение. Сожжение и измельчение останков в крематории священники расценивают как неуважение и даже насилие.

На последнюю битву

Внимание к русским традициям в обращении с умершими тоже является причиной, по которой кремация в православии не вызывает одобрения. Человека надо хоронить в том обличии, какое сотворил Всевышний. В традиционных похоронах гроб кладут в могилу так, чтобы усопший лежал ногами на восток, чтобы туда было обращено лицо. Это символ того, что покойный идет от заката к вечности и ожидает второго пришествия Господа. Восстав при воскресении мертвых, человек с крестом, что расположен на его могиле, идет в стане Христа на последнюю битву со злом.

Не судить, увещевать

Не правильно будет назвать отношение русской православной церкви к кремации нетерпимым, поскольку христиане верят в то, что Бог способен воскресить человека из любого состояния. Об этом говорится в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова.

Хоть РПЦ и не благословляет кремацию у православных, в послании Архиерейского собора она призывает священство не осуждать тех, кто выбрал сожжение как способ погребения.

Дорога в ад?

Не нужно думать, что кремируя покойного, его обрекают на адский огонь или потворствуют проискам дьявола. Такое заблуждение категорически расходится с христианской религией любви и заботы о ближнем. Русская православная церковь с милостью относится к заблуждающимся людям и не запрещает отпевания и поминовения на Литургиях и панихидах кремированных усопших.

Придет ли батюшка в крематорий

Священник отслужит погребальную службу, потому что главная условие похорон православного человека – молитва по покойному о прощении грехов и даровании небесного царства. Однако духовное лицо обязательно напомнит родственникам о том, как православная церковь относится к кремации умерших. В храм урну с прахом приносить запрещается. Если по каким-то причинам отпеть почившего не удалось перед кремированием, по нему заказывают заочное отпевание в церкви.

Читайте также:  40 дней после смерти что значит и как поминать усопших

Что делать с прахом

По канонам православия урну с прахом покойного необходимо предать земле. Присутствие церковнослужителя в ходе этого действия не требуется. Ритуал должна сопровождать совместная молитва близких почившего.

Непреклонные

Позиция Русской зарубежной церкви отличается большей категоричностью. Проблема, можно ли кремировать православного христианина, решается однозначным запретом. Сожжение тел Архиерейский собор РПЦЗ объявил нехристианским актом и призвал духовенство не служить панихиду по мертвым, чью плоть собираются кремировать. Если покойник завещал себя сжечь, родственники освобождаются от обязательства специальной молитвой.

Бескомпромиссное отношение РПЦЗ согласуется с выбором Элладской православной организации, заявившей, что нельзя кремировать тела божьих чад и что отпевать завещавших богопротивный ритуал она не будет.

Вопрос веры

Истинный православный христианин, по утверждению духовенства, обязан в своем завещании заранее позаботиться о соблюдении церковных норм и правил и заявить о том, что его нельзя подвергать кремированию. Так он подтверждает свою веру и демонстрирует, что мнение Церкви для него авторитетно.

В других христианских конфессиях

Протестанты и католики не видят противоречий в вопросе кремации в христианстве. В обряде отпевания отказывают только тем, кто завещал кремацию из языческих соображений.

Мнения представителей Русской православной церкви

Знак доверия Богу

Патриарх Кирилл считает, что сжигать усопших не принято в христианстве, потому что этот акт символически выражает неверие в то, что мы тела воскреснут и преобразятся по образу Спасителя. Убежденные христиане не только сами не должны соглашаться на кремацию, но обязаны отговаривать от этого других.

Покойники нам не мешают

Протоиерей Владимир Головин видит в кремации желание избавиться от трупа быстро и без проблем. Он напоминает о том, что традиционно усопшего клали в красный угол и по очереди молились о нем, в этом была забота и выражалась любовь. Таковым и должен быть истинно христианское обращение.

Чья воля важнее

Священник Игорь Сильченков утверждает, что мода на сжигание тел – это богоборчество, попытка поставить свою собственную волю выше божественной. Задача каждого духовника – увещевать прихожан не совершать подобной ошибки.

Плоть не хочет гореть

Протоиерей Андрей Ткачев убежден в том, что кремировать усопшего – это совершить надругательство. В интервью во время встречи с читателями служитель алтаря вспомнил об эксперименте питерских исследователей, которые к черепу трупа, отправляемого в печь, прикрепили датчики и обнаружили, что тело посылает сигнал страха перед дверцами топки. «Вегетативно клетки покойника продолжают жить, именно поэтому у него растут ногти и волосы. Тело не хочет гореть, потому что создано не для этого, ибо из земли взят, в землю и вернешься», — заключил Андрей Ткачев.

Бог не покарает

Протоиерей Дмитрий Смирнов считает, что на загробную участь способ погребения никак не влияет. Каждый из нас будет отвечать за то, как жил и во что верил. Время вносит коррективы в наследие веков, непреходящим в христианстве остаются доверие к Спасителю, любовь и милосердие.